Можно ли обсуждать учителя?


Если ребенок жалуется на учителя, мол, он то-то и то-то делает несправедливо, плохо объясняет, а много требует, или кричит и ругается, нужно ли обсуждать это с ребенком? И как тут вообще быть родителю?

Прежде чем открыть ребенку "суровую правда жизни", взрослым стоит задаться вопросом: чего они этим достигнут? Дискредитируя школу, они лишаются важных рычагов воздействия на детей.

Во-первых, потоку, что процесс обучения во многом зиждется именно на авторитете учителя. У большинства школьников интерес к предметам и, соответственно, усердие в их изучении появляются не сами по себе, а под влиянием педагогов. Если учителей ни в грош не ставят, то и дисциплина начинает хромать.

Во-вторых, лишая ребенка авторитетных взрослых в школе, мы своими руками подталкиваем его к поискам авторитетов на стороне. А ведь далеко не всегда ему попадутся достойные люди. Да и потом, к педагогу еще можно предъявить претензии, а с «неформальных лидеров» какой спрос?

Учитель - самый важный человек, который влияет на образование вашего ребенка. От учителя во многом зависит, счастлив ли ваш ребенок в школе, он – тот человек, который ежедневно проводит время с ребенком один на один. Сотрудничество чрезвычайно важно как для родителей, так и для учителей, чтобы обеспечить хороший школьный опыт каждому ребенку.

Если у ребенка в школе проблемы, поддержите его, но ни в коем случае не подогревайте недовольство. Скажите, что вы поможете ему наладить отношения с педагогом. И постарайтесь понять, что вызывает у учительницы нарекания. Как правило, они не бывают на пустом месте.

До кризиса девятилетнего возраста зачастую бывает, что неправ учитель. Однако, начиная с третьего-пятого классов, неправ бывает не только учитель, но и ваш ребенок или вы. Выслушав ребенка, ваша наиболее сложная задача - выслушать учителя. Несмотря на суть претензий учителя к вашему ребенку, не надо обсуждать с ребенком, «какой несправедливый учитель». Это поможет избежать слухов, сплетен, поиска союзников среди других детей в классе. Делая ребенка соучастником конфликта, вы можете нарушить привычную иерархическую картину, где авторитет старшего, а тем более учителя, высок. Так что все вопросы с учителем решайте без ребенка.

Необходимо как можно быстрее встретиться с учителем и, избегая конфликтной ситуации, спокойно, без эмоций, выяснить, какие проблемы в поведении и учебе у вашего чада. На встречу приходите лично, не вызванивайте учителя по школьному телефону - ему трудно будет с вами объясняться на переменке, в переполненной учительской, а во время урока просто невозможно.

Во время беседы лучше избегать общих слов «непослушный», «не учится», «ничего не делает». Выясните конкретно: какая тема не усвоена, кого он обидел в какой ситуации. Если вы видите, что учительница (а зачастую именно женщины-учителя наиболее эмоциональны) настроена по отношению к вам негативно, старайтесь не отвечать на вызов так же эмоционально.

Предложите педагогу написать основные проблемы или претензии к поведению ребенка и совместно в вами вести «работу над ошибками». Полезно будет обменяться с учителем номерами телефонов. Попросить разрешения звонить и консультироваться: как там мой ребенок учится, ведет себя?

Если не получается решить конфликт - ребенок страдает, а учитель продолжает его третировать, - то вы должны побеседовать с завучем или директором школы и попросить помощи в улаживании конфликта. Поверьте, что этого будет достаточно для решения любой, даже самой трудной проблемы. У школы и у родителей общие интересы – все мы хотим добра каждому ребенку.

Большинство учителей приветствует участие родителей и хочет слышать ваши мнения. Многие учителя говорят, что у них больше стимулов учить ребенка, чьи родители активно участвуют в учебном и воспитательном процессе, чем того, чьи родители обычно безразличны. Если учитель не хочет, чтобы вы в этом процессе участвовали, вам необходимо построить позитивные конструктивные взаимоотношения с ним. Похвалите учителя за то, что он хорошо делает, и поддерживайте с ним связь через записки, посещения класса, собраний и т.д. Помните: вы имеете право на участие, но оно должно быть конструктивным. С учителем надо постоянно и регулярно поддерживать связь, а не встречаться один-два раза в год. Вам могут помочь некоторые подсказки:

Составьте список того, что вы хотите обсудить с учителем.

Когда это уместно, похвалите учителя за то, что вам нравится. Например: "Мы благодарим вас за то, что вы дополнительно занимаетесь с ребенком и воздействуете на его поведение. Мы действительно видим результаты".

Если у вас есть проблема, обсудите конкретные вопросы, которые вас беспокоят, поскольку они касаются вашего ребенка. Не обобщайте.

Подойдите поближе к учителю, чтобы обсудить эти вопросы спокойно и без угроз.

Сосредоточьтесь на вашем ребенке, а не на недостатках учителя. Например, объясните конкретно, как и почему определенные способы коррекции поведения не подходят вашему ребенку, вместо того, чтобы жаловаться на плохое ведение учителем программы модификации поведения.

По мере возможности предложите помощь в классе. Решите вместе с учителем, подходит ли такое участие вашему ребенку.

Предложите ваше время и умения. Например, когда это возможно, вызовитесь помочь в классе, помогите на экскурсии, поучаствуйте в подготовке праздника, концерта и т.д.

Когда вы подаете просьбу или предложение, дайте учителю четко понять, как их можно осуществить.

Посещайте все собрания.

И еще один совет: помните, что с «трудными» учителями нужно быть все время на связи.

Особенно если вы - «легкий» родитель.