"Осторожно! У стен появилось мнение!"


Автор  статьи и фото: Андреева Лиза, ученица 11-А класса

ХХI век не зря называют временем взрыва и абсурда. Наше поколение своей целью выбрало вызов общественному мнению и доказывает это не только на словах. В последние годы среди творческой молодежи очень остро ощущается вопрос разделения классической живописи и, так называемого, «стрит-арта».


Итак, для начала, что же представляет собой искусство улиц? Еще несколько лет назад таковым считали любую надпись или рисунок, который не вписывался в рамки, как в прямом, так и в переносном смысле. Стоит признать, что стрит-арт действительно начинался именно с граффити. Впервые подобные надписи можно было увидеть на улицах США 30-х годов, но как отдельный стиль футуризма «мурризм» был признан многим позже. Вплоть до 70-х годов стрит-арт считался незаконным и прошел довольно сложный эволюционный путь. От хаотичных тэгов и признаний в любви на стенах зданий художники были вынуждены уйти под землю, выбрав в качестве нового полотна вагоны метрополитена, но вскоре всевозможные творения вновь заполонили улицы городов уже по всему миру. В 70-х открылась первая выставка граффити. Сразу после этого, коммерческие организации и модные дома начали предлагать урбан-мастерам взаимовыгодное сотрудничество. Наверное, с этого момента и началось повышение интереса к такому неординарному способу выражения своих мыслей, и все-таки он оставался вне закона.
С тех пор прошло довольно много времени, и уже в широких кругах возникает дилемма: является ли стрит-арт искусством, или это вандализм? Грубо говоря, произошел раскол. Часть считает, что это не что иное, как еще одно нарушение порядка; другие же отстаивают право творчества улиц - нести в себе определенную идею.
Джастин Донлон (ирландский стрит-арт художник) как-то сказал: «Почему мое визуальное пространство заполняют агитационные постеры партий и реклама шампанского? Чем они лучше стрит-арта? Тонкость линий и мастерство артистов стрит-арта иногда доходят до уровня музейного искусства. Раз я плачу налоги, то хочу и выбирать, что видеть на улицах, — я хочу видеть стрит-арт». Не смотря на резкость заявления, я считаю, что именно оно передает всю суть философии улиц. Поклонники этого направления решили, что их холстом должен стать весь мир. В ход идет любая поверхность, начиная от треснутого асфальта и заканчивая фасадами высоток. Стоит также упомянуть, что стрит-арт – это не только рисование баллончиками, в последнее время довольно часто стали появляться «мусорные» инсталляции, глобальные изображения на фасадах домов,  миниатюрные картинки на бордюрах, люках и окнах.
Существует ли какая-то причина, из-за которой художники по всей планете готовы рисковать угодить под надзор полиции? Несомненно, да! Все чаще и чаще мастера выходят из тени, заявляя, что своими работами они пытаются не просто дополнить несовершенную реальность, а пролить свет на глобальные проблемы общества. Это объясняет своеобразную беспринципность и резкость картин и высказываний, ведь, как считают создатели всего этого: искусство должно не только украшать, но и влиять на человека, открывая обществу глаза на его аморальность. К сожалению, такая тенденция характерна для зарубежных стран. В Украине же уличных мастеров не то чтобы преследуют, но и не одобряют. Про это говорят без преувеличения шедевральные работы, которые попросту закрашиваются, в то время как в крупных европейских городах правительство выделяет целые здания, или даже кварталы с целью развития нового художественного стиля.
Конечно, существует и обратная сторона монеты. Безусловно, существует проблема многочисленных актов вандализма. Очень часто предъявляются обвинения «лже-художникам», которые уродуют здания и объекты, представляющие ценность как историческую, так и культурную. И вот тут и находим ответ. Украинский «ценитель» не всегда понимает, что уличные художники не разрушают, а создают культурное лицо страны. Может быть это как-то связано с тем, что все чаще и чаще граффити критикуют действующие правительства и касаются самых острых тем общественной жизни.
Как бы там не было, я могу не согласиться с мнением известного художника Романа Минина, что арт-рынка в Украине нет! Этот факт во многом связан с финансовыми трудностями, но основной проблемой все-таки остается невежество и неосведомленность украинского общества. Наверное, должно пройти время, чтобы искусство вышло за границы залов и галерей, чтобы люди научились понимать то, о чем говорит душа города.